Учёные Северо-Западного университета (США, шт. Иллинойс) разработали очки виртуальной реальности, предназначенные специально для мышей. При помощи этих приборов исследователи изучают реакцию грызунов на хищников.
Технологии виртуальной реальности уже много лет используются исследователями для изучения мозговой активности лабораторных мышей. Раньше для этого грызунов окружали плоскими дисплеями, но с ними не так просто выстроить реалистичное пространство. Теперь же мышей решили перенести в полноценную виртуальную среду, разработав для них VR-гарнитуру — она надевается на мордочку животного и охватывает значительную часть его тела. Шлем виртуальной реальности позволяет моделировать угрозы сверху и помогает непрерывно фиксировать показатели мозговой активности мыши.
Система получила название iMRSIV (Miniature Rodent Stereo Illumination VR — «миниатюрная стереоскопическая подсветка виртуальной реальности для грызунов»). Она не крепится к голове мыши, как VR-гарнитура для человека — очки размещаются в передней части беговой дорожки, охватывая всё поле зрения грызуна. «Мы спроектировали и построили специальный держатель очков. Весь оптический дисплей — экраны и линзы — поворачивается вокруг мыши», — прокомментировал проект один из соавторов исследования Джон Исса (John Issa).
Мыши быстрее освоились в новой среде виртуальной реальности, чем в предыдущих установках. Для моделирования угрозы с воздуха, например, нападения хищной птицы, учёные выводят на верхнюю часть дисплеев тёмные пятна. Исследователи уже установили, что реакция грызунов на угрозу является врождённой, а не приобретённой. Учёным удалось зафиксировать образцы мозговой активности в условиях угрозы и описать физические реакции мышей — ускорение или замирание. В перспективе планируется внедрение нового сценария — охоты на насекомых, где мыши будут уже не добычей, а хищниками.